08 October, 2015

Вещи, которые не стоит указывать в резюме и на сообеседовании

  1. История вашей жизни. Всем плевать на вашу летнюю подработку. Ваша цель — включить в резюме только самую важную информацию, которая будет касаться должности, которую вы желаете получить.
  2. Сложное и «грязное» резюме. Документ должен быть простым и чётким, чтобы быстро найти всю важную информацию.
  3. Ваша фотография. В большинстве случаев ваша фотография будет лишней. Если только вас не попросили прислать резюме с фотографией.
  4. Размытые фразы. «Ищу интересную работу с профессиональным ростом» — заезженное клише, которое использует чуть ли не каждый второй.
    Прочитайте описание должности ещё раз и сфокусируйтесь на том, что вы можете дать.
  5. Личные детали. Если вы не устраиваетесь работать спортивным журналистом, упоминания о вашей спортивной карьере не важны.
    То же касается религиозных и политических вопросов. Смешно, но многие действительно считают, что это важно.
  6. Способности, которыми владеют все. Владение Excel? Серьёзно? Любой современный человек может похвастаться этим навыком.
    Если вы разработали бесплатный аналог Excel — это интересно, если же научились строить таблицы и вставлять формулы, не упоминайте об этом.
  7. Необъяснённые пропуски. Если вы уволились с работы и год работали фрилансером, лучше упомянуть об этом, чем оставить в резюме пропуск размером в один год.
    Если же вы работали фрилансером и получили навыки, которые могут пригодиться в этой работе, то будет даже лучше, если вы скажете об этом.
  8. Красивые шрифты и креативное форматирование. Такие резюме чаще выбрасывают, чем читают. Серьёзно.
  9. Незаполненные профили в соцсетях. Ваш профиль в Facebook, Twitter, LinkedIn и «ВКонтакте» — это важное подспорье в поиске работы.
    Если ваше резюме понравится работодателю, прежде чем приглашать вас на собеседование, он наверняка найдёт вас в одной из соцсетей.
  10. Резюме от первого лица. Не переусердствуйте с «я». Лучше писать не от первого лица, а использовать конструкции вроде:
    «Занимал должность…», «Управлял отделом…», «Решал задачи, связанные с…».
  11. Подробное описание ваших предыдущих обязанностей. Вместо этого сконцентрируйтесь на достигнутых результатах. На повышении прибыли, на сокращении издержек или выпуске нового успешного продукта.
  12. Размытые заявления об успехе.
    Если вы чего-то достигли, вы должны это подтвердить.
    Плохо: «Завершил проект X вовремя». Хорошо: «Сыграл ключевую роль в открытии нового отделения.
    С момента открытия увеличил клиентскую базу в три раза, а количество лояльных покупателей — на 33%».
  13. Краткий список. Не стоит усердствовать с краткостью. Перечисление всех ваших навыков коротким списком — плохая идея.
    Резюме должно совмещать ключевые события, но подкреплённые фактами и описаниями.
  14. Ложь. Это очевидно. Ничего, кроме правды. Как правило, обман рано или поздно раскрывается.
  15. Рабочий почтовый адрес. Сотрудники новой компании не захотят связываться с вами по старому рабочему адресу. Лучше использовать личную почту.
  16. Отсутствие отзывов о вас. Составьте список с именами и контактами людей, с которыми вы работали и которые смогут рассказать о вас работодателю.
  17. Универсальное резюме. Работодатель не хочет видеть ваше универсальное резюме на должность маркетолога, рекламщика, SMM-специалиста и программиста.
    Каждая должность требует определённых навыков, и вам стоит не полениться и сделать разные резюме.
  18. Сопроводительное письмо. Иногда его просят предоставить в дополнение к резюме. Во всех остальных случаях не заморачивайтесь. Его никто не читает.
  19. Колонтитулы. Некоторые HR-менеджеры пользуются специальными программами для чтения резюме.
    Многие из них не распознают информацию на колонтитулах, поэтому не стоит их использовать.
  20. Ваши должности 15-летней давности. Негласное правило — не упоминать о своих должностях, с момента работы на которых прошло более 15 лет.



Рассказывать о себе на собеседовании не так уж и просто. О том, что стоит и чего не стоит говорить, мы поведаем в этой статье. Если вы хоть раз бывали на собеседовании, то знаете о хитром вопросе «Расскажите о себе». Что рассказывать? Как рассказывать? Что хочет слышать работодатель? Неизвестно.
Но не стоит бояться этой просьбы: человек, который вас собеседует, больше всего хочет, чтобы вы прошли интервью успешно. И есть вещи, знать о которых работодателю интересно. Но также есть и то, чего говорить совсем не стоит. О том, что нужно и не нужно говорить, мы расскажем ниже.
Отвечая на просьбу рассказать о себе, помните о двух правилах:
  1. Не рассказывайте историю своей жизни.
  2. Расскажите полезную работодателю информацию.
Первому правилу следовать достаточно просто. Собеседнику не нужна ваша жизненная история, и уж точно он не собирается сидеть и выслушивать её. Вместо этого расскажите о том, что будет полезно знать работодателю. Сюда входят:
  • недавние профессиональные успехи;
  • достижения в образовании;
  • полезные умения;
  • карьерные цели;
  • почему вас заинтересовала компания.
Желательно уделить каждой категории не больше 30 секунд. В сумме у вас получится презентация самого себя на 2,5 минуты. Вот о чём стоит говорить в каждой из этих категорий.

Недавние профессиональные успехи

Да:
  • 3–5 последних достижений.
  • Упомяните об успехах, которые касаются должности, на которую вы устраиваетесь.
  • Практика, практика, практика.
Эта часть является самой важной. Стоит заранее и очень тщательно подготовиться. Можете сделать майндмэп своего ответа.
Нет:
  • Пересказывать своё резюме.
  • Попусту болтать о своём опыте.
  • Упоминать достижения, которые не относятся к профессии.

Достижения в образовании

Да:
  • Объясните, как ваши умения помогут справляться со своими обязанностями.
  • Расскажите, чему вы научились на последнем месте работы.
  • Опыт, который вы получили, работая над самым большим проектом.
Нет:
  • Пройтись по всем пунктам своего образования (школа, университет, курсы).
  • Пересказывать резюме.
  • Говорить о навыках, которые не имеют пользы.
Если вы профессионал в своём деле, не стоит пересказывать каждый курс, конференцию и презентацию, на которой вы побывали или выступили. Вместо этого лучше сосредоточиться на полезных навыках, которые пригодятся вам на новом месте работы.

Полезные навыки

Да:
  • Подготовьте 2–4 полезных умения.
  • Расскажите о том, как они помогут на практике.
  • Расскажите, как вы их получили.
Нет:
  • Лгать о своих навыках.
  • Говорить об умениях, которые не имеют отношения к работе (у меня была рок-группа, мои картины показывали на выставке).
  • Врать.
Ваш работодатель наверняка проверит всю доступную информацию, если решит взять вас на работу. И врать или завышать свои способности не стоит. Лучше выберите 2–4 навыка, которыми вы владеете и которые пригодятся на работе, и постарайтесь максимально хорошо их описать.

Карьерные цели

Да:
  • Упомяните цели, которые компания может помочь вам достичь.
  • Расскажите о целях, которые покажут, что вы думаете о будущем.
  • Покажите, что вы хотите стабильности и карьерного роста.
Нет:
  • Рассказывать о жизненных целях (хочу купить дом, завести детей).
  • Упоминать цели, которые компания не может помочь вам достичь.
  • Говорить о вещах, которые показывают вашу некомпетентность.
Когда у человека нет чётких карьерных целей, со стороны он выглядит некомпетентным. Заранее и чётко сформулируйте свои цели, чтобы этот вопрос не застал вас врасплох.

Почему вас заинтересовала компания

Да:
  • Расскажите, как компания поможет вам достичь ваших целей.
  • Скажите, что вам нравится рабочая атмосфера.
  • Намекните, что видите себя в компании в будущем.
Нет:
  • Говорить о зарплате.
  • Говорить «Мне просто нужна работа».
  • Говорить о том, что хотите работать из-за того, что здесь хорошие люди.
Подготовив рассказ о себе, основываясь на перечисленных выше правилах, вы избавите себя от неловких пауз и не заставите работодателя слушать информацию, которая ему вовсе не нужна, что заметно увеличит ваши шансы на успешное собеседование.