масляк0в - известный советский и российский телеведущий. Мэтр телевизионной сцены и человек-бренд, десятилетиями ассоциировавшийся в наших с вами головах с таким массовым молодежным явлением на постсоветском пространстве, как КВН – клуб веселых и находчивых.
Барин – именно так за глаза его называли в квновской тусовке. Единоличный и неизменный руководитель огромной медиа-империи под названием КВН, он оказал значительное влияние на несколько поколений советской, постсоветской и, особенно, русской молодежи. Часто от слов и решений этого фотогенического с приятным тембром телеведущего голоса зависели судьбы и карьеры молодых людей на всем пространстве бывшего "совка".
Но это только то, что лежит на поверхности. Ведь, если вам кажется, что масляков и его КВН – это всего-навсего какие-то никудышные шуточки и звездочки, то вы очень ошибаетесь. Ибо, если копнуть глубже, то можно докопаться до настоящего понимания влияния этого явления на миллионы людей.
Система советской, как впоследствии и российской власти, никогда не поощряла и не предполагала никакой инициативы. Особенно неуправляемой или неконтролируемой. А тем более никакой низовой инициативы. Поэтому псы системы (кгб, фсб и т.п.) всегда пытались подобную активность населения или купировать в зародыше, или эту активность возглавить и контролировать. Будь то церковь или всевозможные религиозные секты. Будь то образовательные группы с национальной окраской или фольклорные коллективы. Что уж говорить о таком массовом явлении, как КВН.
Так как же взять под контроль неукротимую энергию тысяч студентов в сотнях вузов, разбросанных на территории в миллионы квадратных километров? Очень просто – с помощью монополии на кнопку – эксклюзивный доступ к телевидению. Именно масляков как идеальный комсомолец-приспособленец, кровь от крови и плоть от плоти, представитель советской системы, который за годы работы на телевидении подтвердил свою лояльность, на которого в органах уже давно лежала папочка за грешки молодости. Именно он получил монопольное право на организацию игр КВН на самом Центральном Телевидении и даже в прайм-тайм.
Но предоставив монополию на кнопку и право наказывать и миловать в пределах своей компетенции, закрыли глаза на единоличную приватизацию не им придуманного и не начатого телевизионного проекта квн, позволили ему создать разветвленную сеть местных и региональных лиг студенческих команд, дав возможность загребать на телевизионном проекте, на рекламных бюджетах и коррупционных сделках очень серьезные деньги. Посодействовав этому российская властная государственная система потребовала от него всего-то ничего – иногда предоставлять небольшие услуги взамен. И он как винтик этой системы с легкостью пошел на это соглашение, продался с потрохами кремлевскому великодержавному дьяволу и методично начал скармливать ему юные пока еще невинные души только вступающих во взрослую жизнь молодых людей.
Как это выглядело в реальной жизни и чем были интересны для российского имперского проекта сонмы амбициозных, но бедных, как церковные мыши, веселых и находчивых лоботрясов? Ибо единственное, что у них было – это только молодость, энергия, таланты и креатив. Однако оказалось, что ключевым для системы было не то, что у них было, а то, чего не было.
А не было денег и не было никаких возможностей реализовать себя.
И именно это начали давать квн и лично масляков, став неким социальным лифтом, который с минимальными затратами финансов и усилий почти мгновенно мог удовлетворить твою жажду успеха и творческих поисков. Буквально за ночь квн мог сделать тебя известным и очень популярным. А за успехом и популярностью часто шли первые хорошие деньги. масляков открывал для тебя и твоей команды ворота в рай – выступления на ТВ сцене и тысячи молодых дарований, затаив дыхание перед телевизором, спали и видели себя на той же сцене рядом самим Барином.
Но за фейерверками юмора, за блеском ярких шоу, пафосом финальных песен и духом единения (часто алкогольного) скрывалось другое – квн имел темную сторону. И именно наличие этой стороны было платой, которую оплачивал каждый, кого засасывала в свои сладкие сети империя маслякова.
Самая первая функция, выполняемая квн для российской гос машины – это контроль над активной молодежью и возможность влиять на эту молодежь через определенные правила и рамки, через редактуру и вмешательство в сценарии, через неформальную систему поощрений и наказаний.
Другой чрезвычайно важной функцией было перенаправление неугомонной творческой энергии наиболее активных представителей молодого поколения в контролируемое русло – во всякую ерунду, которая для реальной жизни, для личного роста, для общества и страны не имела никакого практического значения.
Молодежь всегда пассионарная, постоянно чем-то недовольная часть общества. Молодые люди по своей природе настроены на будущее, а значит, на движение и на изменения. Они чаще всего являются основателями новых социальных и политических веяний, триггерами общественных изменений, законодателями моды, создателями новых соцпроектов и движущей силой революционных потрясений.
Но вместо того, чтобы поднимать важные социальные и политические вопросы. Чтобы искать ответы на то, что я могу сделать, чтобы изменить к лучшему мою жизнь, мой город, мою страну. Вместо фокусировки на актуальном и действительно важном, появляется некий масляков с веселым квном и канализирует твой творческий потенциал в написание шуток и сценариев, в любительскую непрофессиональную постановку номеров и в иллюзию соревновательного процесса, в тусовки и фестивали и т.д. Вместо принципов и подлинных ценностей квн взял и с удовольствием предложил молодому поколению другие идеалы – инфантилизм и профанацию, обесценение и беспринципность, приземленность и аполитичность, приспособленство и цинизм.
В какой-то момент поймав волну и имея за спиной надежную опору от российского государства, масляков превращает сеть квн в реальный мощный имперский проект. квн как пылесос начинает высасывать активную перспективную молодежь не только из российской глубинки и из российских национальных окраин, но и из соседних молодых независимых государств. То есть после распада совка отношение метрополии к своим колониям не изменилось – выкачка идей и человеческих ресурсов в москву была поставлена на поток.
Другим направлением влияния проекта квн на население стала пропаганда – распространение на всем постсоветском пространстве нужных рф нарративов, их мировоззрения и нравственных принципов. Причем, нарратив «Какую страну просрали!» стал фундаментальным и ключевым. Ведь о чем должен думать обычный телезритель, когда видит, как на сцене в финальной слезливой песне обнимается молодежь из Украины и Беларуси, из Казахстана и Армении, из Дагестана и какой-то ничтожной провинциальной Латвии? Конечно о «мире, дружбе, жвачке» и о «братских народах вовек». Потому что «не решит нам фсех праблем, не решит фсех праблем, но станет радостнее фсем, веселее станет фсем»
С начала 90-х годов КВН стал важнейшим инструментом для привлечения населения бывших республик совка и стран с большими постсоветскими диаспорами в общее культурное пространство - к русскому культурному пространству. Столбом всего этого стала, не поверите – русский язык.
Ведь чтобы выйти на сцену с масляковым и попасть в телевизор, ты должен писать шутки и сценарии только на русском. Более того, ты должен был выходить на сцену и шутить исключительно о том, что было интересно русскому зрителю - о киркорове, пугачеве, пушкине, ленине, анне каренине, герасиме, русских фильмах, русском музле.
Как даже очень талантливая украинская команда квн могла в таких условиях развивать украинское культурное пространство? Никак! квн же настолько культивировал в украинских командах неполноценность и приспособленство, настолько деформировал вкусы и ориентиры, что даже оторвавшись от масляковской сиськи, эти команды годами тянули в Украину всевозможных басковых с аллегровыми, королевых с тарзанами и другой низкопробный навоз. Угадали, кто это делал?
Каждая команда квн из постсовка, попав в московские лиги, имела дополнительные ограничения – имела, так сказать, свою «черту оседлости» в настроении. Исключительно согласно устоявшимся великодержавным стереотипам. То есть, чтобы вам было понятно, балтийские команды квн должны были немного тормознуть, кавказские – разговаривать с акцентом и быть эмоционально придурковатыми, Украинцы же в идеале должны были шутить о борще, сале и водке, приплясывая в шароварах гопак. Так хотел Барин.
Команды очень часто «побеждали» согласно политической целесообразности. согласно конъюнктуре на тот исторический момент, а также согласно разнарядкам, поступающим либо от маслякова, либо от кураторов выше. Особенно часто подобное практиковалось в Высшей Лиге квн в москве.
Однако самым большим преступлением масляковского квн оказалось другое - они приложили максимальные усилия для создания на постсоветском пространстве позитивного образа российской власти и лично питуна. Все эти сиденья и хихиканье ху%ла в первом ряду. Все эти осторожные шутки и лизоблюдские пародии. Все это всегда имело четкую и конкретную цель: руководство рф не должно вызывать у массового телезрителя никакого негатива. Оно должно быть зрителю очень хорошо знакомым и по-домашнему приятным. Должно вызывать уважение, спокойствие и уверенность.
масляков делал все, чтобы власти рф были для каждого в доску своей из в доску своим президентом. Несмотря на какие страны или на каких континентах вы живете. Ибо когда, вдруг, на ваши улицы придут российские танки, а в ваши города полетят российские ракеты, вы возьмете и… не будете сопротивляться. Разве вы сможете стрелять в своих? Разве вы будете обижаться, когда придут и разграбят ваш дом? Разве вы будете сопротивляться новой, но в доске своей власти? Такой хорошо знакомой и по-домашнему приятной? Вы ведь видели, как масляков давил руку ху%лу и приглашал его на игры.
Так кем он был на самом деле до того, как поехал на концерт кобзона? Талантливым телеведущим? Одаренным менеджером? Способным режиссером? Хорошим знатоком людей и их слабостями? Искусным приспособленцем? Кто его знает сколько ролей и ипостасей скрывалось за этой приятной улыбкой и привлекательной харизмой.
Одно точно - масляков всю свою жизнь был одним из самых ярких воплощений той дьявольской кремлевской всепожирающей машины, в топке которой столетия за столетиями сгорали миллионы жертв и сгорают прямо сейчас. Он был шовинистом и имперцем. Он никогда не любил Украину и никогда не считал ее отдельным государством. Он ненавидел украинские команды за их нрав и непостижимую для него тягу к свободе. Он ездил в оккупированный Крым и с радостью поддержал войну против Украины. Машина пропаганды рф с удовольствием приняла в свои ряды действительно мощного профессионального пропагандиста маслякова, генерала российских информационных войск.