07 June, 2013

Арендаторы Интеллектуальной Собственности

Принадлежит ли вам то, что вы купили?
Странный, вроде бы, вопрос.

Если вы что–то приобрели, это означает, что нечто стало вашей собственностью. Вы вправе распоряжаться вещью, как вам заблагорассудится, пользоваться или уничтожить. Но всё не так просто в современном мире, если то, что вы купили имеет в себе некую идею или интеллектуальный труд. В этом случае всё больше и больше компаний–производителей считают, что законодательство об авторском праве дает им право рассматривать проданные товары как непринадлежащие новым владельцам, а всего лишь, переданными в аренду, притом c некоторыми обременениями.

Вы не можете перепродать товар без согласования с правообладателем, вы не можете разобрать его, скопировать или даже продемонстрировать 3–м лицам. И, если в случае с ПО или кинофильмом есть некое предупреждение о том что это вовсе не совсем ваша собственность (правда уже после покупки), то в случае всех других товаров нет даже этого. Был договор купли–продажи, но апостериори оказывается, что товар у вас всего лишь в аренде.

В современном мире все товары кроме, разве что ресурсов содержат в себе тот или иной интеллектуальный труд, и тут появляется замечательное определение «серый товар». Он как бы ещё не чёрный и не очень криминальный, но уже и не белый. На него нет гарантий, иногда за него наказывают, но, в общем, пока не сильно.

Дело «Издательство John Wiley & Sons против Супапа Киртсаенга» длится уже давно: книгоделы подали на аспиранта в суд за нарушения прав издательства на эксклюзивные продажи своих учебников на территории Соединенных Штатов в далеком уже 2008 году.

Суть вопроса трагична в своей назамысловатости: тайский аспирант приехал учиться в конце 90х в Америку и пришел в ужас от цен, которые заламывали за учебники американские издатели: 100 — 150 долларов — это больше норма, чем исключение. Супап повертел у виска и заказал родным закупить те же самые учебники у себя на родине. Те закупили — за десятую часть цены — и прислали. Сокурсники увидели такое дело и атаковали тайского аспиранта заказами. Которые Супап Киртсаенг и стал выполнять через eBay.

Получился даже неплохой семейный бизнес: родственники Киртсаенга работали на поставку учебников в Соединенные Штаты чуть ли не полную рабочую смену. Во всяком случае на суде юристы John Wiley & Sons намекали на продажу книг на сумму 1 миллион 200 тысяч долларов.

Одним словом издатели решили, что пора аспиранта давить. И задавили: суд первой инстанции в Нью–Йорки Супапа Киртсаенга признал виновным, не смотря на то, что страшная цифра в 1,2 миллиона долларов не подтвердилась (Супап за 2 года продал учебников на 37 тысяч долларов). И постановил: выплатить John Wiley & Sons моральную компенсацию в размере 75 тысяч долларов за каждый заголовок, итого 600 тысяч долларов штрафа — в 16 раз больше, чем вся выручка Киртсаенга за 2 года.

В итоге эта история завершилась счастливо для Супапа, но не для многих других, расплачивающихся за то, что они вовремя не поняли, что понятие частной собственности изменилось и в наше время почти всё в нашем мире принадлежит Правообладателям а мы всего лишь жалкие арендаторы. Коммунисты хотели устранить собственность постепенно, но куда им до копирастов!

Проблема с собственностью на книгу и невозможностью распоряжаться этой собственностью имеет источник в понятии интеллектуальной собственности, которая не является собственностью в нормальном смысле.

Обязательным параметром для любой собственности должно быть её конкурентное использование. То есть если у продавца что–то купили то этого становится меньше у продавца и больше у покупателя. На этом основано множество механизмов владения и обеспечения прав владельцев и это полностью нарушается в случае с ИС что приводит к насильственному ограничению прав людей.