27 March, 2012

Бесполезное школьное образование


Что должен знать каждый образованный человек?
Базовую программу средней школы, то есть то, что полагается изучать всем - и физикам, и лирикам?
Ценность значительной части этой программы не то чтобы равна нулю, но очень низка.

Химия, география, творчество Тургенева, тригонометрия - всё это вы изучали в школе. Многие оканчивали школу с медалью. Вы всё это знаете? Я уже не помню и половины. Что-то может стать профессиональной специализаций, ещё что-то - сферой любительского интереса, но большая часть всего этого - балласт.

Часто говорят, что школа учит учиться, прививает прилежание. Не буду обсуждать, какие именно подходы к учёбе и вообще труду закладывает типичная школа в странах бывшего СССР - списывать, работать на оценку, «сдать и забыть», делать всё в последнюю ночь.

Рассмотрим такой аспект, если школа - это всего лишь тренировка самого процесса, то с этой точки зрения не очень-то важно, что именно изучать. 

Тогда почему именно это? 

Если принимать постулат о том, что детям необходимо провести не меньше 10 лет жизни, что-нибудь изучая, то, может быть, мы можем выбрать то, что принесёт максимальную пользу?

Большинство предметов, изучаемых сейчас в старших классах, нужно безжалостно урезать или выкинуть. Физику, химию, биологию, географию объединить в предмет «естествознание», где давать лишь основы всего. Убрать из курса математики основы матанализа - всё равно в отрыве от физики никто не понимает, зачем это нужно. Убрать из курса литературы книги, которые можно оценить по достоинству, когда тебе за 30, а таких там большинство. Пусть будут всевозможные классы с углублённым изучением, скажем, физики для тех, кому это интересно и у кого получается. Говоря об обязательном минимуме для всех, то есть о том, сколько физики должны знать «гуманитарии», и сколько истории - «математики».

Каждый ли образованный человек должен знать всё это и почему именно это? 
Перечислю несколько вещей, которые хорошо бы знать образованному человеку, но которые в школьную программу почему-то не входят.

Во-первых, основы психологии. Взрослые, образованные люди должны уметь называть свои эмоции, распознавать эмоции других, знать, что такое манипуляции и уметь им противостоять, понимать, что такое личные границы, обесценивание, созависимость. Всё это очень полезно вне зависимости от того, интересуется подросток математикой или литературой.

Во-вторых, основы экономики. Взрослые, образованные люди должны понимать, откуда берётся зарплата, что такое налоги, уметь выполнять расчёты с процентными ставками, понимать в общих чертах, как устроены лотерея, финансовая пирамида, коммерческий банк, акционерное общество. Опять же, жить в мире, приводимом в движение экономикой, придётся всем без исключения.

В-третьих, нужно сильно расширить и разнообразить программу уроков труда. Взрослые, образованные люди обоих полов должны уметь вешать полочки на стены, готовить разнообразную здоровую пищу, знать, как стирать одежду из хлопка или шерсти, как сделать, чтобы не капало из крана, и уметь пришивать пуговицы. 
Всем полезно? 
Всем, у кого нет прислуги.

В-четвёртых, нужно культивировать умение работать с информацией
Взрослые, образованные люди должны знать, как проверять факты, как распознавать надёжные источники, уметь находить и читать научные публикации, делать и пользоваться рефератами.  Нынешняя школа девальвировала реферат до ругательного слова, означающего текст, который скачивают и сдают преподавателю для галочки. Необходимо понимать, чем колонка редактора отличается от пресс-релиза, а диссертация - от научно-популярной книги, распознавать когнитивные искажения.

В-пятых, английский язык (именно английский, а не какой-то другой) нужно преподавать так и в таком объёме, чтобы для выпускника школы не было проблемой поехать учиться на английском языке в иностранный вуз, вести деловую переписку, не говоря уже о таких пустяках, как заселение в гостиницу. Это вполне реально и во многих странах Европы осуществляется на практике. 

В 21 веке это полезно всем без исключения.